Предыдущая Следующая
31
А. ДАНИЛИН, И. ДАНИЛИНА
из нас живет ориентировочный
рефлекс «Что такое?». Человек прекращает любопытствовать после того, как
«тайна» разъяснилась и незнакомое явление стало знакомым. Разумеется, у
ребенка! любопытство выражено гораздо сильнее, чем у взрослых.
Весь детский мир состоит из
незнакомых вещей и впечатлений. По мере взросления любопытство у очень
многих людей постепенно превращается в жажду новых впечатлений, и эта жажда
порой оказывается сильнее осторожности, даже сильнее страха смерти.
В конце 70-х годов
американский психолог М. Цукерман создал теорию, описывающую потребность в
различных новых впечатлениях, переживаниях и стремление к физическому и
социальному риску ради этих впечатлений. Цукерманом был создан специальный
тест, с помощью которого можно определять:
а) желание физического риска
(интерес к опасным видам спорта и любой опасной деятельности);
б) желание нового
психологического опыта (употребление наркотиков, сексуальные извращения,
бродяжничество и т. д.);
в) желание антисоциального
поведения (включение в молодежные банды, употребление алкоголя, азартные игры
и т. д);
г) желание избавиться от
скуки, стремление к новым знакомствам, неприязнь к монотонным занятиям.
Мы приводим здесь названия
шкал теста Цукермана для того, чтобы было понятно, на-
32
КАК СПАСТИ ДЕТЕЙ ОТ
НАРКОТИКОВ
сколько разными формами
поведения может выражаться человеческое любопытство, перерастающее в
естественную для человека жажду новых впечатлений.
Подростки, которые
демонстрируют высокие показатели по любой из шкал теста Цукермана, более других
стремятся к экспериментам с наркотиками. Они быстрее попадают в зависимость от
любых психоактивных веществ. Наркотики позволяют им смоделировать в своей
психике ощущения нарастающего напряжения и разрядки, которые возникают в
момент совершения рискованного поступка.
НЕМНОГО ПСИХОАНАЛИЗА, ИЛИ
ГЛАВА, КОТОРУЮ МОЖНО НЕ ЧИТАТЬ
«Какое отношение к нам имеет
эта темная наука психоанализ?» — спросят
нас родители. Оказывается, имеет, и причем самое непосредственное.
Давайте попробуем поговорить
еще об одной проблеме, которая отчетливо звучит в Лениной анкете. Сутью этой
проблемы является уже упомянутое нами отсутствие у молодых людей навыков
получения удовольствия.
Если задуматься, то у
человека есть один-единственный источник получения естественно-fo оправданного природой удовольствия. Этот \\{-' очник —
его собственное тело. Никакого дру->
инструмента для получения удовольствия у просто нет. -i
33
А. ДАНИЛИН, И. ДАНИЛИНА
Органы чувств, с помощью
которых мы смот, рим и получаем удовольствие от живописи ^ кино, с помощью
которых слышим и получает удовольствие от музыки, с помощью которых мь| нюхаем
и получаем удовольствие от приятньв запахов, —
все это чуткие инструменты нашегс тела. И как любыми инструментами, органам^
чувств тоже надо уметь пользоваться. Предыдущая Следующая |