Предыдущая Следующая
234
КАК СПАСТИ ДЕТЕЙ ОТ
НАРКОТИКОВ
Это очень сложный процесс. Мы
часто говорим родителям, что это такая «война» — война врача и семьи с патологической мотивацией. Но в первую
очередь это не война с наркотиками, а война с желанием пациента убежать,
спрятаться от страха реальной жизни.
Родным и близким наркомана
следует помнить, что наркотики лишь средство такого бегства. При
использовании врачом современных психотерапевтических подходов речь идет об
изменении характера личности, фактически о ее перевоспитании, и
мгновенные результаты на этом пути невозможны.
Но любые результаты важны. Крайне важно, чтобы подросток начал задумываться о
своей жизни, начал понимать, что за все, происходящее с ним, отвечает только он
сам. Даже если на первый взгляд результат психотерапии отрицателен и
молодой человек сорвался и начал вновь употреблять наркотики, посеянное в его
душе в результате проведенной психотерапии зерно сомнения в собственном «праве
колоться» обязательно прорастет и даст свой результат.
Психотерапевты говорят:
«Главное на первом этапе лечения, чтобы в человеческой душе началась борьба
мотивов. Главное, чтобы, беря в руки шприц или даже только думая об этом,
молодой человек испытывал тяжкие колебания и сомнения». Если наркоман начал
думать и сомневаться — это первый
показатель успеха терапии.
Вне зависимости от выбранного
подхода мы называем психотерапией тончайший процесс взаимодействия души врача
с душой пациента. Эффективность этого процесса зависит не от избран-
235
А. ДАНИЛИН, И. ДАНИЛИНА
ной техники, а от того,
насколько эти души подходят друг другу.
Психотерапевтическая методика
это как бы язык, на котором врач разговаривает с пациентом. Системы таких
языков складываются в ре-абилитационные программы.
Такие программы разделяются
обычно не по применяемым в них психотерапевтическим методам, а по задачам,
которые они ставят перед пациентами.
Главной задачей таких
программ является развитие опыта жизни без наркотиков и искусство
сопротивления влиянию наркотической среды (наркоманов и продавцов наркотиков).
Построение таких программ должно включать в себя:
• развитие способности к самоосознанию и тренинг
уважения к себе как форма сопротивления влиянию наркотической среды;
• тренинг идентификации, развитие способности выделять
себя из окружающей среды и ясно формулировать свои потребности;
• развитие навыков самостоятельности и ответственности,
умения принимать самостоятельные решения;
• тренинг творческих способностей;
• развитие способности получать удовольствие от
собственного тела (телесно-ориентированный психоанализ);
• тренинг, направленный на борьбу с тревогой и умение
радоваться текущему моменту жизни;
• развитие способности пребывания в особых состояниях
сознания без использования наркотических веществ; Предыдущая Следующая |