Предыдущая Следующая
координация и мотивация творческого процесса
искажены и нарушены.
Может
быть, эти факты
помогут ответить на
вопрос, способствуют ли
наркотики
эффективности творчества.
Картина,
созданная во время "путешествия", прежде всего, имеет значение
с психологической точки зрения, в то время, как
ее эстетическая ценность
невысока, так как в этом состоянии художник
использует упрощенную технику.
Такое творчество можно использовать, в основном, в
диагностических и научных
целях, так как оно представляет собой оживленный в
памяти подлинный материал
личного и коллективного сознания. Суть этих образов
может быть полезной для
психологического анализа и более широких научных
исследований.
Картина,
написанная на основе воспоминаний о пережитых
психоделических
впечатлениях, представляет собой большую ценность.
Она отображает сущность
психоделического опыта или какую-то характерную деталь,
но уже творчески
обработанную личность художника. Такую картину следует
рассматривать, прежде
всего, с эстетической точки зрения, а
только после этого
подвергать ее
психологическому анализу. Художественный и
психологический аспекты этого
произведения находятся в равновесии.
Во время
психоделического сеанса художник чувствует, что его подход
и
отношение
к живописи подвергалось
изменению, а творческие
возможности
увеличились. Но это ощущение сохраняется, только пока
длится психоделическое
"путешествие". Позже, в нормальном
состоянии, собственные произведения куда
меньше нравятся автору, он видит в них смысловые,
технические и эстетические
недостатки.
Картины,
нарисованные под действием психоделиков,
часто сравнивают с
произведениями сюрреалистов, так как, на первый
взгляд, можно предположить,
что у них
общие корни. Это
утверждение не лишено
смысла. Оба этих
направления искусства интересуются глубинами
человеческой души и, все больше
приближаясь к обратной стороне рационализма,
демонстрируют, что открытый
иррационализм и парадокс могут содержать в себе зерно
не менее глубокого
смысла, которому под силу примирить такие очевидные противоположности, как
жизнь и смерть, реальность и фантазия, прошлое и
будущее.
Но хотя с
психологической точки зрения оба эти
направления преследуют
одни и те же художественные цели, главное различие
между ними заключается в
уровнях сознания, которых достигают художники.
Сюрреалисты
стараются отодвинуть сознание как можно дальше, оставляя за
собой след трагедии, но все-таки они не могут шагнуть
далеко по ту сторону
отодвинутого сознания. Их границы проходят по
краю области помешательства,
ночных кошмаров и магии, но почти никому из
сюрреалистов не удалось создать Предыдущая Следующая |