Главная

Обратная связь

 
Предыдущая Следующая

координация и мотивация творческого  процесса  искажены  и  нарушены.  Может

быть, эти факты  помогут  ответить  на  вопрос,  способствуют  ли  наркотики

эффективности творчества.

     Картина, созданная во время "путешествия", прежде всего, имеет значение

с психологической точки зрения, в то время,  как  ее  эстетическая  ценность

невысока, так как в этом состоянии художник использует  упрощенную  технику.

Такое творчество можно использовать, в основном, в диагностических и научных

целях, так как оно представляет собой оживленный в памяти подлинный материал

личного и коллективного сознания. Суть этих образов может быть полезной  для

психологического анализа и более широких научных исследований.

     Картина, написанная на основе воспоминаний о пережитых  психоделических

впечатлениях, представляет собой большую ценность. Она  отображает  сущность

психоделического опыта или какую-то характерную  деталь,  но  уже  творчески

обработанную личность художника. Такую картину следует рассматривать, прежде

всего, с эстетической точки зрения,  а  только  после  этого  подвергать  ее

психологическому анализу. Художественный  и  психологический  аспекты  этого

произведения находятся в равновесии.

     Во время психоделического сеанса художник чувствует, что его  подход  и

отношение  к  живописи  подвергалось  изменению,  а  творческие  возможности

увеличились. Но это ощущение сохраняется, только пока длится психоделическое

"путешествие". Позже, в нормальном состоянии, собственные произведения  куда

меньше нравятся автору, он видит в них смысловые, технические и эстетические

недостатки.

     Картины, нарисованные под действием психоделиков,  часто  сравнивают  с

произведениями сюрреалистов, так как, на первый взгляд, можно  предположить,

что  у  них  общие  корни.  Это  утверждение  не  лишено  смысла.  Оба  этих

направления искусства интересуются глубинами человеческой души и, все больше

приближаясь к обратной стороне  рационализма,  демонстрируют,  что  открытый

иррационализм и парадокс могут содержать в себе  зерно  не  менее  глубокого

смысла, которому под силу примирить такие очевидные  противоположности,  как

жизнь и смерть, реальность и фантазия, прошлое и будущее.

     Но хотя с психологической точки зрения оба эти  направления  преследуют

одни и те же художественные цели, главное различие между ними заключается  в

уровнях сознания, которых достигают художники.

     Сюрреалисты стараются отодвинуть сознание как можно дальше, оставляя за

собой след трагедии, но все-таки они не могут шагнуть далеко по  ту  сторону

отодвинутого сознания. Их границы проходят по краю  области  помешательства,

ночных кошмаров и магии, но почти никому из сюрреалистов не удалось  создать


Предыдущая Следующая