Главная

Обратная связь

 
Предыдущая Следующая

4. Страх смерти

Мы очень редко затрагиваем этот вопрос. ^пако все мы знаем, что жизнь каждого из нас

27

 А. ДАНИЛИН, И. ДАНИЛИНА

заканчивается смертью, и это единственный за кон, который не удалось преодолеть никому и когда-либо живших на земле людей. Все мы бо имея смерти. Никто не знает точно, что жде нас за ее порогом.

Казалось бы, как-то нелогично: смерть и нар котики. Наркотики смертельно опасны. Они при ближают к смерти. Это очевидно.

Так разве можно с помощью наркотиков убе жать от страха смерти? Оказывается, можно Именно об этом пишет Лена. Давайте вдумаем­ся, в ее анкете мы столкнулись с тремя «стра­хами»:

страхом жизни без смысла;

страхом одиночества;

страхом неопределенности, боязни завтраш­него дня.

Попробуйте вчувствоваться в эти общие для всех нас страхи. И на дне их вы увидите общш и главный страх страх смерти. Неопределен­ность и опасность будущего угрожает смертью, одинокого человека некому поддержать, и этд\ снова грозит смертью. Отсутствие смысла де-\ лает жизнь ненужной и практически равное смерти.

Перечитайте еще раз Ленину анкету.

Мы забыли свою молодость. Мы забыли о том, как в пятнадцать—восемнадцать лет нас интересовала проблема смерти. Как мы люби­ли стихи Есенина, посвященные ей, и одновре­менно как мы боялись умереть. Вспомните, ка? часто вам, когда вы были подростком, снилась ваша смерть и смерть близких вам людей.

28

КАК СПАСТИ ДЕТЕЙ ОТ НАРКОТИКОВ

Ребенок начинает понимать, что люди смерт-ны, где-то в возрасте от четырех до пяти лет. Если мы скрываем от него этот факт и не гото­вим человека к правильному восприятию смер­ти с самого раннего возраста, то в подростковом периоде страх смерти может стать практически невыносимым.

В православии постоянно живущий в нас страх смерти носит замечательное образное на­звание, он называется смертной памятью. Смер­тная память внутри человеческой души может быть преобразована в творческий импульс. Толь­ко то, что человек создал в своей жизни и в жиз­ни своих детей, способно пережить его тленное тело. Этому преобразованию посвящена масса замечательных православных книг. Вот как опи­сывает смертную память священник Тимофей в своем «Пособии по аскетике для юношества»:

«Память смертная не есть панический ужас смерти. Она есть лишь верная оценка земной жизни и ее временных благ. Эти блага для по­мнящего последний час суть не более, чем пища червей, равно как и тело наше, пользующееся нами. Безудержная погоня за тленным и времен­ным влечет за собою суровый ответ в день Суда...»

Не только Лена, но каждый третий из наших пациентов в той или иной форме напишут в ан­кетах, что они начали принимать наркотики, так ^к боялись смерти. Каждый пятый признается в том, что до встречи с наркотиком раздумывал 0 самоубийстве.


Предыдущая Следующая