Главная

Обратная связь

 
Предыдущая Следующая

234

КАК СПАСТИ ДЕТЕЙ ОТ НАРКОТИКОВ

Это очень сложный процесс. Мы часто гово­рим родителям, что это такая «война» война врача и семьи с патологической мотивацией. Но в первую очередь это не война с наркотиками, а война с желанием пациента убежать, спрятаться от страха реальной жизни.

Родным и близким наркомана следует помнить, что наркотики лишь средство такого бегства. При использовании врачом современных психотерапев­тических подходов речь идет об изменении характе­ра личности, фактически о ее перевоспитании, и мгновенные результаты на этом пути невозможны.

Но любые результаты важны. Крайне важно, чтобы подросток начал задумываться о своей жизни, начал понимать, что за все, происходя­щее с ним, отвечает только он сам. Даже если на первый взгляд результат психотерапии отрицате­лен и молодой человек сорвался и начал вновь употреблять наркотики, посеянное в его душе в результате проведенной психотерапии зерно со­мнения в собственном «праве колоться» обяза­тельно прорастет и даст свой результат.

Психотерапевты говорят: «Главное на первом этапе лечения, чтобы в человеческой душе нача­лась борьба мотивов. Главное, чтобы, беря в руки шприц или даже только думая об этом, молодой человек испытывал тяжкие колебания и сомнения». Если наркоман начал думать и сомне­ваться это первый показатель успеха терапии.

Вне зависимости от выбранного подхода мы называем психотерапией тончайший процесс вза­имодействия души врача с душой пациента. Эф­фективность этого процесса зависит не от избран-

235


 А. ДАНИЛИН, И. ДАНИЛИНА

ной техники, а от того, насколько эти души под­ходят друг другу.

Психотерапевтическая методика это как бы язык, на котором врач разговаривает с пациен­том. Системы таких языков складываются в ре-абилитационные программы.

Такие программы разделяются обычно не по применяемым в них психотерапевтическим ме­тодам, а по задачам, которые они ставят перед пациентами.

Главной задачей таких программ является раз­витие опыта жизни без наркотиков и искусство сопротивления влиянию наркотической среды (наркоманов и продавцов наркотиков). Постро­ение таких программ должно включать в себя:

развитие способности к самоосознанию и тре­нинг уважения к себе как форма сопротивле­ния влиянию наркотической среды;

тренинг идентификации, развитие способно­сти выделять себя из окружающей среды и ясно формулировать свои потребности;

развитие навыков самостоятельности и ответ­ственности, умения принимать самостоятель­ные решения;

тренинг творческих способностей;

развитие способности получать удовольствие от собственного тела (телесно-ориентирован­ный психоанализ);

тренинг, направленный на борьбу с тревогой и умение радоваться текущему моменту жизни;

развитие способности пребывания в особых состояниях сознания без использования нар­котических веществ;


Предыдущая Следующая