Главная

Обратная связь

 
Предыдущая Следующая

вытекает из многих положений, описанных в книге, которую вы читаете.

Следует сделать только четыре существенных пояснения:

Во-первых, программа «Анонимные наркома­ны» это не медицинский метод, а между­народная программа взаимной поддержки людей, прекративших употреблять наркоти­ческие вещества. Руководят ею не врачи, а сами бывшие больные. Участие врачей и пси­хологов в работе таких групп, в соответствии с идеологией движения, считается даже неже­лательным. Участие в этом движении людей, испытывающих зависимость от наркотиков, является абсолютно добровольным и абсолют­но бесплатным. В приложениях к этой книж­ке вы можете найти телефоны бесплатных центров и групп, работающих по методике «Анонимные алкоголики» и «Анонимные нар­команы».

Каким образом центру Маршака удается со­вмещать бесплатные, альтруистические прин-| ципы «Анонимных наркоманов» и стоимость лечения в 5000 долларов, нам понятно не до конца.

Во-вторых, авторы этой книги принадлежат К числу специалистов, которые считают, что| психотерапевту не должно быть абсолютно! безразлично, из какой именно системы рели-| гиозных идей почерпнуты те или иные при емы психотерапии. Дело в том, что мы глубоко убеждены, что вс

главные психологические сферы жизни россиянЯ

212

КАК СПАСТИ ДЕТЕЙ ОТ НАРКОТИКОВ

сознательно и бессознательно опираются на пра­вославную духовную традицию. Один из основа­телей психоанализа Карл Юнг сказал бы, что характер русских обусловлен православным «ар­хетипом».

Все движущие силы, энергетические основы нашей души глубоко православны.

Именно поэтому мы имеем все основания высказать сомнения в правомерности попытки использовать чуждую гражданам нашей страны духовную систему даже в благородных лечебных целях.

Работа с чакрами и энергией Кундалини мо­жет помочь справится с наркотиком, но за такую помощь можно заплатить ломкой тончайших психических механизмов больного.

После курса психотерапии у доктора Марша­ка у нас прошло лечение всего несколько па­циентов. Только один из них, но все-таки произнес фразу: «Это лечение чем-то похоже на секту».

Возможно, когда-нибудь мы проанализируем, ка­ким образом любая попытка использования чужой для национального архетипа духовности постепен­но, но неминуемо превращается в нашей стране в секту. Здесь скажем лишь, что воздействие вос­точных религиозных техник на мозг действительно напоминает действие наркотика и в этом смысле, как абсолютно справедливо утверждает Я. И. Мар­шак, позволяет «моделировать» наркотическое опьянение.

Весь вопрос заключается в том, как бы психо­логическая «модель» наркотика не превратилась

213


 А. ДАНИЛИН, И. ДАНИЛИНА

для неискушенной подростковой души в новый нап котик.

Необходимо понимать, что далеко не все мето­ды психотерапии, успешно применяемые в Аме­рике, можно использовать в нашей стране. Мы очень разные, мы абсолютно по-разному воспи­таны. Наркотики стали у нас «модными» в абсо­лютно другой психологической ситуации, чем в Америке.


Предыдущая Следующая