А. ДАНИЛИН, И. ДАНИЛИНА
В следующей главе мы хотели бы
помочь ва», узнать основные общие законы возрастного оа, вития вашего ребенка,
а также определить тип личности сына или дочери, для того чтобы вь могли
оценить, как можно установить нормаль
ные отношения в семье и как
уговорить ребен ка лечиться. j
ЧТО ВЫ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ ОБ
ОСНОВНЫХ ЗАКОНАХ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ВАШЕГО РЕБЕНКА
В подростковом и юношеском
возрасте происходит бурное физическое и половое развитие. По мнению многих
зарубежных исследователей, человек в этом возрасте становится «жертвой бушующих
гормонов», которые оказывают сильное влияние на нервную систему ребенка. С точки
зрения социальной этот период символизирует собой переход от детства к
взрослости.
Какие же психологические
перемены происходят с вашим ребенком? Почему он вдруг стал таким взрывным,
отчужденным и неуправляемым?
1. Существенно меняются его внешность и физический
облик, причиняя подчас поистине невыносимые страдания и вызывая комплекс
неполноценности.
В этом возрасте у человека
уже сформировался идеальный образ собственного тела, активно навязываемый
рекламой, фильмами и средствами массовой информации. Юношей привлекает культ
супермена: физическая сила в сочетании с горой мышечной массы. Девушки же чаще
всего стремятся к физическим пропорциям мане-
133
А. ДАНИЛИН, И. ДАНИЛИНА
кенщиц и фотомоделей. Кроме
того, существуют законы молодежной моды, которой в данном возрасте следует 98% подростков. Они хотят быть модными и
красивыми, «как все». К сожалению, идеал чаще всего разительно
отличается от реальности. Поэтому любые негативные замечания, касающиеся их
внешнего облика, воспринимаются в штыки.
2. Подросток предпринимает попытку осознать и постичь
собственное «я», переживая при этом кризис идентичности.
Дело в том, что он уже
перерос свое детское «я», а его взрослое «я» еще не сформировалось. Он вновь,
как когда-то в детстве, только уже на новом уровне осмысления, пытается
ответить себе на главный вопрос: «какой я?» Кроме этого детского вопроса,
начинает волновать еще один, не менее серьезный: «для чего я живу?» Но
разобраться в себе невозможно, не сравнивая себя с другими людьми.
Именно здесь и кроется
серьезная психологическая ловушка. Дело в том, что он сравнивает себя не с
любыми людьми, а с так называемыми референтными группами. Это группы людей,
мнениями и ценностями которых он дорожит, к вниманию, признанию и любви которых
он стремится. Такие референтные группы встречаются ему на каждом шагу от
школьного класса и институтской группы до компании приятелей во дворе. Всем
этим разнонаправленным идеалам ребенок и пытается соответствовать, в каждой из
этих групп он старается самоутвердиться. И если, например, его семья не
является референтной груп-
Предыдущая Следующая