Предыдущая Следующая
• В-пятых, в советской культуре не было места для
удовольствий. Телесные удовольствия практически были под запретом. Физические и
чувственные удовольствия, такие, как современные музыка и танцы, доставались
нам с величайшим трудом и в целом не поощрялись как формы человеческой
деятельности, «отвлекающие человека от созидательного труда». Как известно, в
СССР даже «секса не было».
Из этих особенностей жизни
бессознательно сформировалось наше мышление —
«образ мыслей советского человека».
А. ДАНИЛИН, И. ДАНИЛИНА
• Мы не привыкли к переменам. В действительности мы их
боимся больше всего на свете и хотим, чтобы завтра все было так же, как вчера.
• Мы не привыкли искать в жизни смысл. Мы постоянно
бессознательно ждем, что этот смысл даст нам кто-то извне, как раньше
нам его диктовали «родная Партия и правительство».
• Мы привыкли к отсутствию ответственности за
результаты собственной деятельности. Мы не хотим ни за что отвечать. Мы
хотим, чтобы за нас принимал решения кто-то другой. Мы привыкли к
разделению общества на себя самих и начальство. (Начальство в данном случае — это та символическая инстанция, которая
принимает на себя ответственность за проступки подчиненного.)
• Мы не чувствуем ценности собственного существования
как отдельной личности. Наша ценность по-прежнему определяется нашими
социальными ролями — ролью в семье, ролью
на работе, заработками, ролью в компании и т. д.
• Телесные удовольствия для нас бессознательно
по-прежнему находятся под запретом. Секс — по-прежнему
нечто постыдное, вызывающее смешки.
Все эти пять коренных
особенностей нашего мышления мы автоматически перенесли на воспитание своих
детей.
ю
КАК СПАСТИ ДЕТЕЙ ОТ
НАРКОТИКОВ
• Во-первых, из-за трудностей нашего детства мы решили
сделать детство наших детей безоблачным и лишенным проблем. Все наши чада
стали «уникальными», «единственными», «самыми лучшими». Мы даже не пытались их
приучить к мысли о том, что жизнь состоит не только из удовольствий и побед. Мы
не смогли им объяснить, так как не понимали этого сами, что взрослая жизнь
подразумевает ответственность за свои поступки.
• Во-вторых, привыкнув сами к жизни в статичном
обществе, мы смертельно боимся перемен. Мы воспитывали детей, даже не пытаясь
их приучить к возможностям внезапных и далеко не всегда приятных
изменений в обществе и во внешнем мире вообще. Если быть честными, то свобода
и связанная с ней необходимость выбора и принятия решений пугает нас больше
всего на свете.
• В-третьих, мы не научили их оставаться самими собой,
несмотря ни на какие перемены окружающей действительности. Мы не смогли
объяснить им ценность отдельной личности. Мы не воспитали в них привычку к
самоанализу. Не смогли объяснить, как важно иметь собственное мнение по
любому поводу. Мы забыли рассказать о том, что такое самоуважение и чувство
собственного достоинства. Мы сделали их зависимыми от мнения и «моды» подростковой
компании, точно так же, как мы были зависимы от мнения «коллектива». Предыдущая Следующая |