А. ДАНИЛИН, И. ДАНИЛИНА
вого таинственного пути
человеческой души. Вы можете воспользоваться для этого православными
представлениями о смерти и возрождении, можете восточными — о реинкарнации. Можете даже привлечь
псевдонаучные представления, прочитав для этого книгу Р. Моуди «Жизнь после
жизни», а если хотите — сюжеты сказок.
Но уже при первых разговорах с ребенком о смерти вы обязаны оставить ему
надежду, дать понять, что конца жизни его души не будет, хотя и его земная
жизнь закончится.
Наверное, это самые главные и
сложные задачи воспитания, и семья обязана с ними справиться. Если вы не
можете сделать этого сами, то вам всегда помогут семейные консультации и психологи-специалисты
по семейным отношениям.
Теперь давайте попробуем
определить, как нам следует действовать в связи с проблемами, поставленными
психоаналитической главой.
5. Для нормального развития биохимии мозга ребенку
необходимы новые яркие и острые впечатления. Способов создания таких
впечатлений существует бесконечное множество. Начиная от первого в жизни
катания на санках или лыжах с горы и заканчивая поездками за границу, незапланированными
выездами на природу, походами в театр и т. д. Лучше, чтобы такие впечатления
были для ребенка приятным сюрпризом, неожиданностью. Тогда ребенок
сможет правильно развить свою потребность в новизне и «рискованном» поведении.
6. Вы, наверное, заметили, что все 5 предыдущих пунктов этой главы фактически
имеют еще
72
КАК СПАСТИ ДЕТЕЙ ОТ
НАРКОТИКОВ
одну внутреннюю задачу. Все
они обучают ребенка получению удовольствия. Нормальное удовольствие — это удовольствие от интеллектуальных и эмоциональных
новых впечатлений и от искусства управлять собственным телом и чувствовать
его. Разумеется, удовольствию управления собственным телом может научить
только физическая активность. Лучше, если маленький ребенок начинает занятия
спортом вместе с одним или обоими родителями.
7. Не дожидаясь, пока за нас это сделает школа или
другие педагогические организации, мы с вами обязаны первый раз
рассказать ребенку о существовании наркотиков и о вреде, который они приносят,
в девяти-десятилетнем возрасте. Это непростой разговор. Вы можете построить его
так, как считаете нужным. Мы рекомендуем составить вашу беседу из двух приблизительно
равных по длительности частей. В первой части разговора необходимо
рассказать о наркотиках что-нибудь интересное. Например, откуда они взялись,
какой эффект имеют и зачем люди их употребляют. А во второй части беседы вы
должны рассказать все самое страшное о зависимости, ее последствиях и ранней
смерти от наркотиков. Помните, что, если вы будете разговаривать об ужасах,
связанных с приемом наркотиков, вы не удовлетворите свойственное ребенку
любопытство и ваша информация не будет иметь эффекта.
Предыдущая Следующая