Предыдущая Следующая
Кто из читателей этой книжки
обратился к врачу-психотерапевту для лечения последствий стресса? А кто из вас при
нервном напряжении предпочитает выпить рюмочку?..
Вот поэтому под маской
алкогольной болезни у нашего и более старшего поколения могут скрываться
различные душевные проблемы, расстройства и заболевания. Нас никто не учил
обращаться к врачу или священнику, и большинство из нас предпочитает лечиться
не с помощью врача, а через магазин...
Что же мы хотим от своих
детей? Героин и другие наркотики выполняют в их культуре, культуре новой и
непонятной для нас, ту же самую роль универсального лекарства от всех проб-
А. ДАНИЛИН, И. ДАНИЛИНА
лем, которую в нашей
молодости играл алкоголь.
Жизнь старшего поколения
(собственно, всех тех, кому сейчас за тридцать пять и личность которых
формировалась в советский период) отличалась пятью главными особенностями:
• Во-первых, она была в целом безответственной.
Большинству из нас в ней приходилось много и монотонно работать, причем
работать очень часто бессмысленно, ни за что, кроме физического своего
присутствия на рабочем месте, не отвечая. Смысл нашего труда, с нашей точки
зрения, должно было понимать' только страшно далекое от нас начальство. Труд и
поступки большинства из нас были^ абсолютно безответственными. Ответствен-;
ность наступала лишь в том
случае, если мы нарушали приказы начальства и выбивались из общего фона
поведения некоего абстрактного коллектива.
Кстати говоря, мы в советские
времена были во многом лишены ответственности и за собственных детей. Где-то в
глубине души мы знали, что отвечать за их развитие будет школа и государство,
а наше дело — одеть, обуть, накормить,
дать денег, а вырастет и станет человеком | он как-нибудь сам.
• Во-вторых, она была удивительно статичной.. У большинства из нас не было никаких
сомнений в том, что завтра будет то же самое, что и вчера. Большинство из нас
было уверено в завтрашнем дне. В той жизни была постоянная уверенность,
что человек сначала будет ходить
КАК СПАСТИ ДЕТЕЙ ОТ
НАРКОТИКОВ
в детский сад, потом в школу,
потом либо в институт, либо на работу и т. д. Не возникало даже малейших
сомнений в том, что человека распределят на работу и что он будет жить, по
крайней мере, не хуже других.
• В-третьих, мы жили в обществе, в котором отдельная
личность не значила практически ничего. Мерилом правильности поведения
отдельного человека служило мнение коллектива. Мифический коллектив, а не
личность, был единицей социального измерения.
• В-четвертых, в этой жизни у всех был некоторый
смысл, не связанный с материальным благополучием. Упрощая, можно сказать, что
все мы участвовали в строительстве «светлого будущего». Большинство смотрело
программу «Время» и даже если не верило в социализм до конца, то все равно
считало, что все врать не могут и завтра будет лучше, чем сегодня. Предыдущая Следующая |