Предыдущая Следующая
не существовало ни проблем,
ни ответственно сти, а весь мир состоял из материнского тепл;
и материнской груди.
Такой возврат источника
удовольствия к стадиям раннего детства психоаналитики называют регрессом, или
инверсией, полового чувства, Главной его причиной является затрудненное.
искаженное прохождение стадий полового созревания личности. Регресс при
знакомстве с веществами, вызывающими опьянение, наступает легко, а вот
бороться с ними потом крайне трудно.
Представление о больном
алкоголизмом ка человеке с неудовлетворенной в детстве потр< ностью
орального удовольствия — одно из сам
широко распространенных в классическом пс хоанализе. Однако мы считаем, что
такая в удовлетворенность имеет гораздо более широк значение — это первый шаг к бессознательнД убежденности
человека в том, что удовольств от тела (материнской груди, пальцев собстве ной
руки) получать запрещено.
1. Следующая стадия развития сексуально телесной
потребности называется анальной ст дией. Продолжается она от полутора до
двух половиной лет. Максимальное телесное удовол!
38
КАК СПАСТИ ДЕТЕЙ ОТ
НАРКОТИКОВ
ствие в этот период ребенок
получает в момент дефекации. Испражнения (фекалии) в этом воз-пасте вызывают
особый интерес у ребенка. Ребенок интересуется их запахом, рассматривает
фекалии. Он сидит на горшке очень долго. Этот процесс доставляет ему
удовольствие.
Анальная стадия, проблемы
развития которой кажутся на первый взгляд смешными, является, с точки зрения
аналитика, очень важной стадией становления нормальной человеческой сексуальности.
Вдумайтесь, точно так же, как
во время полового акта, процесс испражнения связан с нарастанием напряжения в
области малого таза и резким приятным расслаблением в результате самого
акта дефекации.
Процесс дефекации — это первый телесный опыт избавления от
напряжения естественным путем: с помощью собственного тела. В будущем таким
естественным способом избавления от физического напряжения и связанной с ним
агрессии должен будет стать половой акт. Дефекация — «модель» будущих сексуальных отношений.
Может быть, вы обращали
внимание на то, ^о, когда ваш ребенок был маленьким, перед ^м как попроситься
на горшок, он становился ^призным, агрессивным. Ребенок, скорее все— г())
не любил, чтобы вы присутствовали в это ^емя в комнате, может быть, даже махал
руками и говорил: «Уйди!»
Очень многие дети просят,
чтобы в этот мо-^Нт им дали любимые игрушки Делают они
39
А. ДАНИЛИН, И. ДАНИЛИНА
это для того, чтобы усилить
чувственное удо вольствие.
В этот же период формируется
здоровая, свой ственная человеку агрессивность. Начинает фор. мироваться
понятие — МОЕ!
Обратите внимание,
удовольствие доставляю] испражнения, то есть то, что отделилось от собственного
тела ребенка. Он начинает относиться к собственным игрушкам как к таким же отделен}
ным от тела предметам. Он агрессивно реагирует на попытку других детей или
родителей взять \ него игрушку, так как для него она — часть его собственного тела. Предыдущая Следующая |