Главная

Обратная связь

 
Предыдущая Следующая

Мы должны, избавляя от чего бы то ни было, дать что-то взамен. Мы должны научить его сно­ва получать удовольствие от спорта, музыки, жи­вописи, секса и т. д.

Если мы не смогли или по-прежнему не хо­тим учить ребенка нормальным человеческим удовольствиям, то это означает, что мы не хо­тим предоставить подростку никакой альтерна­тивы наркотикам. 3, Изоляция

Когда наркоман прекращает прием наркоти­ческого вещества и приходит в себя, то неожидан­но для него выясняется, что он остался один. Одна наша пациентка замечательно сказала: «Что вы от меня хотите, я три года спала». Действитель­но, с теми друзьями и сверстниками, которые продолжают употреблять наркотик, общаться нельзя. Это очевидно. Но никаких других друзей вокруг не осталось. За те годы, что человек «спал»,

288

КАК СПАСТИ ДЕТЕЙ ОТ НАРКОТИКОВ

„-„-.то из них начал учиться, кто-то работать, у •пго-то появилась собственная семья и нико-чу из них уже нет дела до бывшего приятеля, у всех сложился свой круг интересов. На работу бывшему наркоману устроиться очень непросто. Для того чтобы начать учиться, надо опять-таки приложить усилия, надо вспомнить, как это дела­ется, ведь наркоман давным-давно забыл, что та­кое работать головой.

Конечно, мы утрируем, и ситуации бывают разные, и трудности у каждого свои. Однако, пока молодой человек существовал в тусовке, он чувствовал себя своим среди наркоманов. Сис­тема ценностей этой компании была предельно простой и примитивной, а потому понятной, все крутилось вокруг «дозы» и процесса добычи наркотика.

В мире без наркотиков люди живут в нево­образимо более сложной структуре отношений и ценностей. Они не хотят за один день пове­рить бывшему наркоману, что он «завязал» на­всегда. Не хотят сразу и безоговорочно прини­мать его в свое общество, в компанию, на работу, на учебу.

Именно поэтому так необходима социальная работа. Человек, прошедший или проходящий лечение, должен быть «встроен» в нормальную социальную группу устроен на работу или уче­бу, в спортивную секцию, в клуб и т. д., у него Должна появиться возможность нормального, как говорят в психологии нормативного, общения. Если это не сделано, человек ощущает себя изо­лированным от других людей.

10 А, Данилин, И. Данилина

«Как снасти детей от наркотиков»


 А. ДАНИЛИН, И. ДАНИЛИНА

И тут вступает в силу четвертая, главная при­чина рецидива оскорбленное самолюбие.

4. Самолюбие

Не думайте, что самолюбие это только по­рок. Болезненное самолюбие это один из спо­собов защиты личности от саморазрушения.

Всегда очень легко сказать, как это часто де­лают наркоманы: «Да, я дерьмо... делайте со мной что хотите». Зато очень трудно осознать, что ты действительно «спал» несколько лет и за это время оказался никому во внешнем мире не нужен. Для личности подростка этот факт почти непереносим. Тем не менее каждому человеку, который пытается бросить наркотик, приходит­ся с ним столкнуться.


Предыдущая Следующая